Введение В данной работе мы хотели бы рассмотреть сначала общие принципы обучения лексике студентов иностранцев в российских ВУЗах, объяснить основные и наиболее важные проблемы в сфере лексики, которые вызывают наибольшие сложности у студентов изучающих русский язык, как иностранный. Второй раздел нашей статьи посвящен рассмотрению вопросов к планам уроков и их типам, а также к рассмотрению уровней лексической компетенции учащихся и заданий на проверку и закрепление полученных знаний. Третий раздел моей работы будет посвящен внедрению ИКТ и метода медиа презентаций с целью улучшения ассоциативного мышления в концепции «Слово→предмет →образ→действие». Раздел 1 Общие принципы и положения методики обучения лексике. В данном разделе этой статьи, мы постараемся рассмотреть основные термины и понятия современной лексикографии сквозь призму общей направленности нашей работы, а именно с точки зрения специализации «Русский как иностранный» и каково отражение терминов общей теории лексикографии в преподавании русского, как иностранного. Мы рассмотрим следующие термины и понятия: Лексика Лексикология Семантическое поле Категоризация лексики Семантизация Лексика как раздел языкознания. Лексика неразрывно связана с не менее важной лингвистической дисциплиной «Лексикологией». Давайте определим чем же занимаются и за что же отвечают данные разделы науки начнем с определнеий терминов: Лексикология и Лексика. Лексикология многоаспектна, то есть она изучает слово с самых различных сторон: 1. Значение слова; 2. Отношения между словами; 3. Происхождение слова; 4. Сфера употребления слова 5. Экспрессивность и стилистическая окраска слова. Изучение лексики во всех этих аспектах обнаруживает, что огромное количество слов русского языка — это не хаотическое скопление, а совершенно определенная система, так как все слова так или иначе соотносятся и связываются Друг с Другом. Следовательно, в целом лексикология изучает словарную, то есть лексическую систему языка. Лексика (от греч. Lexicos - словарный) — это совокупность всех слов языка, его словарный состав. Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией (от греч. Lexicos - словарный и logos— учение). У терминов «лексика» и «лексикология» корень общий, но выражают они совершенно разные понятия, которые нельзя путать. Лексика — это слова;[1] А что такое слово мы сразу можем задать себе такой вопрос. Слово –это единица обладающая меняющейся формой, значениями (полисемичность слов существует во многих языках)и случаями употребления поэтому лексика неразрывно связана с лексикологией. Изучая слова сразу необходимо выделить их семантические поля и провести категоризацию их по группам по отношению к определенному предмету чтобы их возможно было выучить не по одному а группами. Давайте разберем первое понятие «Семантическое поле». Понятия «Семантическое поле» [2] Семантическое поле - обширное объединение слов, связанных по смыслу, обусловливающих и предопределяющих значения друг друга. С. П. отражает связи и зависимости между элементами действительности — объектами, процессами, свойствами, поэтому естественно включает в себя лексику значимых частей. Каждое С. П. имеет семантич. ядро — определенное понятие, выраженное словом, называемым "архилексемой поля", вокруг к-рого группируется лексика, формирующая центр и периферию поля. Начинаем с презентации новой лексики в начале каждого урока с помощью ассоциативного мышления, то есть визуальный образ плюс слово. Презентация новой лексики подразумевает два процесса: предъявление и интерпретацию лексической единицы. Предъявление лексической единицы происходит не изолированно, а в контексте, потому что именно при включении слова в предложение оно приобретает свой статус и значение. Предъявление лексической единицы сопровождается ее интерпретацией, ядром которой является сообщение сведений о ее значении – семантизация. На начальном этапе обучения РКИ вследствие отсутствия у учащихся широкого лексического запаса необходимо использовать простые способы семантизации, чтобы слова были поняты учащимися однозначно. К таким способам относятся перевод, применение наглядности, подбор антонимов, перечисление. На среднем этапе обучения РКИ используются такие средства семантизации, как толкование значения слова, применение синонимов, а также сильного семантизирующего контекста. На продвинутом этапе обучения РКИ к данным средствам семантизации добавляются использование словообразовательной цепочки, указание на внутреннюю форму слова. Сложностью при семантизации лексики на среднем и продвинутом этапах обучения является предъявляемое учащимся требование достаточно высокого уровня владения языком. Преподавателю необходимо достаточно большое количество времени при использовании таких способов семантизации, как толкование значения слова, указание на внутреннюю форму слова, использование сильного семантизирующего контекста. При семантизации слов с помощью синонимов возникает следующая трудность: в языке редко встречаются полные синонимы; как правило, каждый из синонимов имеет определенный оттенок значения, а значит, свою коннотацию и употребление, что необходимо оговаривать на занятиях. Здесь необходимо отметить, что объяснение слов с помощью синонимов на продвинутом этапе обучения усложняется введением такого понятия, как контекстуальные синонимы (слова, которые лишь в определенном контексте являются синонимами. Кроме того, в некоторых случаях без использования средств наглядности у учащихся может формироваться неверное представление о значении лексической единицы. Поэтому зачастую преподаватель вынужден прибегать к применению одного из основных способов семантизации начального этапа обучения РКИ – наглядности. Следует заметить что изучение лексике и ее употреблению неразрывно связано с изучением правил произношения, которые также составляют огромную сложность для иностранцев. (но в данной работе мне не стоит задача объяснить как учить иностранцев правилам произношения). Положительные черты семантизации на продвинутом этапе обучения РКИ.
Типы заданий.
Раздел 2 Типы уроков по обучению лексике. (Планы уроков) Допустим мы хотим урок провести по теме Канцелярские товары и ввести определенное количество лексики на этом уроке перед собой учитель РКИ ставит несколько взаимосвязанных задач.
Предлагаем ввести медиа курс в обучение РКИ для улучшения восприятия новой лексики и облегчения ассоциативного мышления учащихся. В этом заключается концепция. «Слово→предмет →образ→действие». Итак, в чем же заключается ключевой смысл данной концепции и как это работает. Преподаватель во время обучения иностранных студентов неабстрактным лексическим единицам, заранее выделяет в тексте необходимые лексические единицы, а поскольку обучение ведется на основе текстов из русской художественной литературы, то сделать выборку из необходимых лексических единиц намного проще, если преподаватель читал произведение, по которому ведет урок. Итак, данная концепция предполагает не только обширную доурочную подготовку преподавателя, но и достаточный уровень ИТ-компетенции, что крайне необходимо во всемирном развитии формы дистанционного образования. Он создает медиапрезентацию. Структура Powerpoint презентации (послайдно, одна строка один слайд) 1) Название и номер урок и дата его проведения. 2) Содержание урока (ключевые моменты, тема) 3) План урока (поминутно, это поможет преподавателю видеть успевают ли учащиеся или нет). 4) Краткая биографическая справка об авторе текста 5) Полный список возможных непонятных лексических единиц. 6) Слайды с лексикой (по схеме один слайд-одна лексическая единица (если это не абстрактное понятие должна присутствовать картинка, иллюстрирующая слово) (в среднем 30 -35 слайдов со словами, картинками и объяснением значения слова). Далее если необходимо выявить общий смысл, его героев и их основные черты характера (и по каждой подтеме –отдельный слайд). Также в подобные слайды лучше добавить цитаты из текста, которые бы иллюстрировали то или иное явление или событие в тексте.[3] Пример слайда: Характер конфликта Для старого цыгана самое главное в жизни — личная свобода, которую он никогда ни на что не променял бы. Его стремление к свободе воплощают и герои легенды, которую рассказывает Макар Чудра. Молодые и красивые Лойко Зобар и Радда любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев.[4] Дидактические плюсы данного метода. 1) Наглядность 2) Повышенный уровень ассоциативности по схеме ««Слово-образ-предмет» 3) Упрощение планирования урока для преподавателя 4) Опора для студентов и преподавателя в изучении того или иного события или детали. Библиография:
[1] http://sci-book.com/russkiy-yazyik/ponyatie-leksike-leksikologii-70637.html [2] http://glossword.info/index.php/term/30-gumanitarnaya-entsiklopediya,12963-semanticheskoe-pole.xhtml [3] Кузнецов А. Интеграция ИКТ и компьютерная лингвистика в специализации "Русский, как иностранный" // V Международная научно-практическая конференция Роль науки в развитии общества. — Т. 1. — Научный центр Аэтерна г. Уфа, Российская Федерация, 2015. — С. 131–132. [4] Пример взят из презентации Макар Чудра Урок 1 слайд 49 Автор: Кузнецов А А http://www.slideshare.net/AndreyKuznecov/1-2-33103765 | |
| |
Просмотров: 3502 | | |
Всего комментариев: 0 | |