Макаренко Антон Семенович

Анто́н Семёнович Мака́ренко (1 (13) марта 1888, Белополье, Сумской уезд, Харьковская губерния, Российская империя — 1 апреля 1939, станция Голицыно, Московская область) — советский педагог и писатель. Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко. Антон Семёнович Макаренко родился 13 марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских. У него были младшие сестра (умерла в детстве) и брат Виталий (1895—1983), впоследствии поручик, участник Брусиловского прорыва, получивший там ощутимые ранения и отмеченный за храбрость наградой, после чего некоторое время помогал А. С. Макаренко (именно он предложил ввести, в частности, элементы игры в военизацию в занятия старшего брата). После Октябрьской революции 1917 г., как белый офицер, вынужден был оставить родину и ушёл с белогвардейцами за границу. Остаток жизни провёл во Франции, где его в 1970 г. разыскали западноевропейские биографы Макаренко Г. Хиллиг (ФРГ) и З. Вайц (Франция) и убедили его оставить о старшем брате воспоминания.

В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училище.
В 1901 году с семьёй переехал в Крюков, (в настоящее время район города Кременчуга Полтавской области).
В 1904 окончил четырёхклассное училище в Кременчуге и одногодичные педагогические курсы (1905).
В 1905 году работал там же учителем в железнодорожном училище, затем на станции Долинская.
1914—1917 годах — учёба в Полтавском учительском институте, который он закончил с золотой медалью. Тема диплома — «Кризис современной педагогики».
В 1916 был призван в армию, но по слабости зрения демобилизован.
В 1917—1919 был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских.
В 1919 году переехал в Полтаву.
По поручению Полтавского Губнаробраза создал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького, в 1926 году колония была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом; заведовал ею (1920—1928), с октября 1927 года до июля 1935 года был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, в которых продолжил на практике воплощать разработанную им воспитательно-педагогическую систему. М.Горький интересовался воспитательной и педагогической деятельностью А.Макаренко, оказывал ему всяческую поддержку. Выдающиеся достижения в области воспитания и перевоспитания молодёжи (как из числа бывших беспризорников, так и из семей), подготовки к её дальнейшей успешной социализации, выдвинули Макаренко в число известных деятелей русской и мировой культуры и педагогики

Член Союза советских писателей (с 1934 года).

С 1 июля 1935 года переведён в Киев, в центральный аппарат НКВД УССР, где работал на должности помощника начальника отдела трудовых колоний до ноября 1936 года. Некоторое время — до переезда в марте 1937 года из Киева в Москву, руководил педагогической частью трудовой колонии № 5 в Броварах под Киевом.

После переезда в Москву занимался в основном литературной деятельностью, публицистикой, много выступал перед читателями, педагогическим активом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1939 г. награждён орденом Трудового Красного Знамени. Незадолго до кончины, в феврале 1939 года подал заявление о принятии его кандидатом в члены ВКП(б).

Скоропостижно скончался в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно 1 апреля 1939 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Авторы надгробного памятника скульптор В. Цигаль, архитектор В. Калинин.

Подчеркнутые слова:

  1. Педагог -лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель школы, преподаватель училища и т. д.). 
  2. Свидетельство - устное или письменное сообщение человека, который оказался очевидцем какого-либо происшествия, аргументированное подтверждение какого-либо спорного, непривычного факта.
  3. Признание - готовность считать истинным или справедливым какие-либо факты, суждения и т. п., отказ от сомнений в них или оспаривания их
  4. ЮНЕСКО - специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. 
  5. Рабочий-маляр - рабочий, специалист, занимающийся окраской зданий, сооружений, оборудования, инструмента и прочих предметов интерьера. 
  6. Мастерская - помещение хозяйственного назначения. 
  7. Игра -  тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе. 
  8. Военизация  - обучение военному делу (гражданского населения, не состоящего в войсках).
  9. Биограф - авторы-составители чьей-либо биографии
  10. Воспоминание - восстановление из памяти прошлых образов, которые мысленно ассоциируются с определенными временно-пространственными событиями
  11. Курсы - одна из форм подготовки и повышения квалификации работников для сферы производства и управления, науки, культуры, просвещения, здравоохранения и бытового обслуживания населения  
  12. Учительский институт - учебное заведение для подготовки учителей в сфере среднего образования.
  13. Заведующий - . должностное лицо, которое заведует, управляет чем-либо. 
  14. Несовершеннолетний - в праве РФ лицо, не достигшее 18 лет
  15. Правонарушитель - человек, который нарушает (нарушил) действующие законы; совершил преступление
  16. Колония - учреждение, в котором находятся лица, принудительно поселённые там с той или иной целью (исправительной, трудовой, лечебной и т. п.)
  17. Трудовая коммуна -  коллектив лиц, объединившихся для совместной жизни на началах общности имущества и труда.
  18. Деятельность - процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта (живого существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект.
  19. Достижение - это успех, положительный результат вашей деятельности, которого вы добились большими усилиями и трудом
  20. Воспитание - это систематическое целенаправленное воздействие на воспитуемых с тем, чтобы у них сформировались определенные, конкретные качества, взгляды, убеждения,
  21. Молодежь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе
  22. Беспризорник - подросток, не имеющий семьи, живущий на улице. 
  23. Социализация -  процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками.
  24. Скоропостижный - внезапно, неожиданно
  25. Скончаться - умереть
  26. Скульптор - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.
  27. Архитектор - квалифицированный специалист, который на профессиональной основе осуществляет архитектурное проектирование (организацию архитектурной среды), включая проектирование зданий.

Задания к тексту:

 

Домашнее задание:

 

P.S. Тесты, предложенные в разделе "Тесты" носят тренировочный характер

 


Хостинг от uCoz