Константин Мельников
Уровень В1
Родился 3 августа 1890 в многодетной рабоче-крестьянской семье в Соломенной сторожке – глинобитном бараке, где жили рабочие и сторожа, недалеко от современного Петровско-Разумовского района . Отец Степан Илларионович Мельников служил десятником – старшим рабочим при Петровской лесной и земледельческой академии. Мать - крестьянка Елена Григорьевна Репкина вела патриархальное хозяйство семьи. Позднее семья переехала в деревню Лихоборы, где провел детство будущий великий архитектор.
Константин Мельников окончил четыре класса церковно-приходской школы в 1903 году и пошел учеником в иконописную мастерскую Прохорова в Марьиной Роще. Скоро родители приехали навестить его. Мальчик уехал с ними домой и больше в мастерскую не вернулся.
Он поступил в «мальчики» в строительную контору "В.Залесский и В. Чаплин". Ее совладелец Владимир Михайлович Чаплин, знаменитый теплотехник и инженер в первый же день попросил его нарисовать что-нибудь. Юный тринадцатилетний Константин весь день рисовал рельефную чугунную топку, за рисунок которой его похвалили. Чаплин нанял для него учителя рисования и помог подготовиться к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1905 г.
Константин Мельников блестяще выдержал экзамены по художественным дисциплинам, позднее он вспоминал: "Мое имя стояло в числе одиннадцати счастливчиков, среди 270 претендентов". Там он последовательно закончил общеобразовательное отделение в 1910 г., живописное в 1914 г. и архитектурное в 1917 г. по совету В.М.Чаплина.
Параллельно с учебой он принимал участие в строительных проектах – в 1916-1917 гг. выполнил фасады заводоуправления, кузнечного, литейного и прессового цехов для автомобильного завода АМО (сейчас завод ЗиЛ) по заданиям строительной конторы Чаплина и Залесского.
С 1918 года работал в проектных мастерских под руководством И.В. Жолтовского (главного мастера) и А.В. Щусева (старшего мастера) среди 12 других архитекторов.
Первым собственным заданием архитектора Константина Мельникова стал проект посёлка для служащих Алексеевской психиатрической больницы.
В 1920 году он становится профессором ВХУТЕМАС - Высших художественно-технических мастерских, где возглавил «Вторую мастерскую экспериментальной архитектуры», или «Новую академию».
В 1922-1923 год стал звездным для Константина Мельникова: проект квартала Показательных домов для рабочих по Серпуховской улице и проект Дворца труда принесли заказ на проектирование павильона для Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 года. Этот павильон «Махорка», выстроенный в дереве, шокировал заказчиков, но был горячо поддержан главным архитектором выставки А.В. Щусевым.
В феврале 1924 года Мельников выиграл почетнейший конкурс для архитектора Советской России на право создания саркофага для временного мавзолея В.И.Ленина. Комиссия правительства под председательством Ф.Э. Дзержинского приняла его проект как самый лучший. Саркофаг был построен уже летом 1924 г. к открытию временного мавзолея. После постройки каменного мавзолея саркофаг перенесли в него, где он стоял до начала войны.
В этом же году Константин Мельников спроектировал и построил павильон СССР для Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности 1925 г. в Париже, что принесло ему всемирную известность. Советский павильон был повторно собран в Париже в 1926 г. и много лет использовался как рабочий клуб.
В 1926-1929 годах Константин Мельников строит большие гаражи для автобусов и грузовых автомобилей. Самый знаменитый среди них – Бахметьевский гараж. Каждая машина могла заехать или выехать передним ходом, не мешая остальным - расстановка машин пилообразными рядами называлась «прямоточной». В настоящее время Бахметьевский гараж отреставрирован и там находится центр современной культуры «Гараж».
В 1927–1929 годах им были спроектированы и построены: клуб фабрики имени Фрунзе, клубы имени И.В. Русакова, ул.Стромынка, 6, культуры химиков завода «Каучук» на ул. Плющиха, 64, клуб фабрики «Буревестник», 3-я Рыбинская ул., 17/1, клубы фабрики «Свобода», ул. Вятская, 41, и фарфоровой в подмосковном городе Ликино-Дулево. В этот же период он строит дом-мастерскую в Кривоарбатском переулке, 10.
Результатом его мировой славы и признания стала персональная триенале в Милане в 1933 г. На ней мировую архитектуру представляли признанные архитекторы Сант' Эллиа - Италия, Ле Корбюзье, Юрс, Перре – Франция, Гропиус, Мис ван дер Роэ – Германия, Лоос, Гофман - Австрия, Дюдок – Голландия, Райт – США и Мельников – СССР.
При этом на собственную экспозицию на триенале ему поехать не дали и в СССР он не был востребован. Критики писали: «Многие работы архитектора К.С. Мельникова подвергались и подвергаются справедливой критике как проявление безыдейного новаторства, новаторства, превратившегося в самоцель, в трюкачество… Всякое беспочвенное, оторванное от реальности, индивидуалистическое фантазерство, искания чисто формалистического порядка решительно отвергаются нами».
1934-1936 гг. – возведены два гаража на Сущевском валу и Авиамоторной улице. Но Константин Мельников сделал только их фасады, сами здания созданы по типовой схеме.
Дальше критика его стиля усилилась. Он начал работать как художник и преподаватель.
В 1967 году Константину Мельникову присвоили ученую степень доктора архитектуры без защиты диссертации. В 1972 г. дали звание заслуженного архитектора России.
Последние годы жизни он уединенно жил в своем доме на Арбате. Константин Мельников умер в 84 года 28 ноября 1974 г. и похоронен на Введенском кладбище в Москве.
Подчеркнутые слова:
- Глинобитный - сделанный из смеси глины с рубленой соломой, песком, мелкими камнями и т.п.
- Десятник - лицо низшего технического персонала, старший над группой рабочих
- Иконописная мастерская - творческий союз Мастерских иконописцев
- Чугун - сплав железа с углеродом (и другими элементами).
- Завод - промышленное предприятие, обычно с механизированными производственными процессами.
- Строительная контора - организация отвечающая за строительство домов
- Служащий - социальная группа, включающая всех занятых по найму нефизическим трудом в промышленности (инженеры, бухгалтеры, секретари и так далее), а также наемных работников в торговле и сфере услуг
- Мастерская - помещение хозяйственного назначения.
- Павильон - в основном небольшая изолированная постройка.
- Саркофаг - разновидность традиционного гроба, использовавшаяся для захоронения знати и обычно оставляемая на поверхности земли в специально отведенных помещениях или на кладбищах
- Новаторство - новая идея, воплощаемая в жизнь первый раз или новый способ выполнения старой задачи
- Фасад - наружная, лицевая сторона здания.
Задания к тексту:
Домашнее задание:
P.S. Тесты, предложенные в разделе "Тесты" носят тренировочный характер.