Философия
2. Понятие науки. Основные признаки и характеристики научного знания.
3. Преднаука Древнего Востока.
4. Этапы эволюции античной науки.
5. Основные отрасли и главные достижения античной науки.
6. Арабоязычная средневековая наука.
7. Средневековая западноевропейская наука.
8. Научная революция XVII века. Предпосылки. Результаты.
9. Становление естественных наук в XVII-XVIII вв. и их основные достижения.
10.Социально-гуманитарные науки в Новое время (XVII-XVIII вв.).
11. Достижения естествознания в XIX веке. Идеалы классической науки.
12. Кризис оснований классической науки и научная революция на рубеже XIX-XX вв.
13. Социально-гуманитарные науки в XIX-XX вв.
14. Естественные науки в XX веке.
16. Синергетический подход в современном познании.
17. Глобальный эволюционизм как принцип философии науки.
18. Эмпирический уровень познания. Проблема факта.
19. Теоретический уровень познания. Функции научной теории.
20. Метатеоретический уровень познания: картина мира, стиль мышления, типы рациональности.
21. Проблема истины в научном познании.
22. Субъект и объект в научном познании.
23. Ценности и их роль в научном познании. Идеалы и нормы исследовательской деятельности.
24. Аргументация в системе научного знания.
25. Научное, вненаучное, донаучное знание. Наука и псевдонаука. Критерии демаркации.
28. Наука и религия.
29. Наука и нравственность. Этика науки,
30. Наука как социальный институт. Функции науки.
31. Философские основания науки.
32. Проблема рациональности. Научная рациональность.
33. Внутренняя и внешняя детерминация науки. Интернализм и экстернализм.
34. Сциентизм и антисциентизм.
35. Проблема развития науки: основные подходы.
36. Специфика социально-гуманитарного познания.
37. Проблема метода гуманитарного познания. Объяснение и понимание.
38. Социология знания и науки.
39. Эволюция концепции науки в позитивизме.
40. Марксистский подход к исследованию социальной реальности.
41. Концепция научного знания в неокантианстве.
42. Герменевтический подход в социально-гуманитарном познании.
43. Концепция социальной рациональности М. Вебера.
44. Феноменологическая программа исследования науки.
45. Структурализм: принципы и тенденция эволюции.
46. Проблема роста научного знания у К. Поппера.
47. Концепция исследовательских программ И. Лакатоса.
48. Концепция научных революций Т. Куна.
49. Концепция личностного знания М. Полани.
50. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.
51. Наука как коммуникативная деятельность. Теория «коммуникативного действия» Ю. Хабермаса.
52. Образ науки в постмодернизме. + (вопросы по профилю факультета)
53. Концепция диалога в методологии М.М. Бахтина.
54. Философские вопросы литературоведения.
55. Язык как средство построения и развития науки.
56. Философия языка В. Гумбольдта и понятие языковой картины мира.
57. Концепция семантических универсалий А. Вежбицкой.
58. Исследование языка в аналитической философии: от логического анализа языка науки к анализу обыденного языка.
59. Философия языка Л. Витгенштейна
60. Проблемы понимания и перевода в филологии.