ЧАСТНОЕ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ В РОССИИ XVIII ВЕКА

 Стихийная собирательская деятельность, конечно, существовала в России задолго до наступления восемнадцатого века. Но петровские реформы в области культуры придают ей новое направление – ориентируют на сближение с культурой Западной Европы. Именно Петр I стимулировал развитие частного коллекционирования в России, которое пышно расцвело во второй половине XVIII века. Вслед за русским государем, который привез новое увлечение из заграничных путешествий, многие его сподвижники начинают заниматься собиранием раритетов, и постепенно складывается целый ряд замечательных частных коллекций – А.Д. Меншикова, Б.П. Шереметева, Д.М., А.М. и Д.А. Голицыных и др.
Первые фамильные собрания составляются под влиянием моды или в угоду царю. Но постепенно складываются коллекции, являющиеся источником исследовательской деятельности ученых и формирующие истинных ценителей искусства. В их числе: собрание графа Я.В. Брюса, который был известен в Европе как ученый-математик, физик и астроном, художественная коллекция архитектора и историка искусства Ю.И. Кологривова, коллекция барона С.Г. Строганова.
Императрица Елизавета Петровна продолжила заложенную ее отцом традицию. В елизаветинское время картинные галереи становятся одним из элементов великолепного дворцового убранства, которое должно было ошеломлять приглашенных ко двору, свидетельствовать о могуществе российской державы. К середине XVIII века появилось немало интересных и ценных частных коллекций, владельцами которых были представители высшей аристократии, которые вслед за императрицей стремились украшать дворцы произведениями искусства. Возможность русских дворян много путешествовать и тесно взаимодействовать с европейской культурой способствовала формированию новых эстетических предпочтений русских собирателей.
Богатейшее собрание живописи западноевропейских мастеров составила Екатерина II, частная коллекция которой послужила началом одного из крупнейших музеев мира – Эрмитажа. Крупнейший коллекционер государства, она была покровительницей иностранных художников, законодательницей вкусов, которой стремились подражать. Вместе с тем, она внимательно прислушивалась к советам своих агентов, направлявших ее художественный вкус. Обычно это были российские дипломаты при европейских дворах: А.К. Разумовский, П.М. Скавронский, Н.Б. Юсупов, А.М. Белосельский в Италии, И.С. Барятинский во Франции, Д.М. Голицын в Вене, Д.А. Голицын в Гааге, С.Р. Воронцов в Италии и Англии. Многие из них одновременно создавали собственные коллекции живописи.
Во второй половине XVIII века пополнение государственных и частных галерей осуществлялось как посредством покупок на аукционах Европы, так и заказов картин и скульптур современным мастерам. Удовлетворению спроса на западное искусство со стороны русских вельмож в значительной мере способствовали революционные события во Франции, вследствие которых художественный рынок обильно пополнялся произведениями мастеров европейских школ. Формировался рынок произведений искусства и в России, главным образом в Петербурге, куда ежегодно в большом количестве свозились из Западной Европы предметы искусства и художественной промышленности.

Фельдмаршал Борис Петрович Шереметев (1652-1719) был одним из первых, кто принял насаждаемый Петром I западноевропейский бытовой уклад и обустраивал свои дома на европейский манер. Его наследник – Петр Борисович Шереметев (1713-1788), стремящийся идти в ногу со временем, начиная с 1740-х годов, целенаправленно приобретает произведения искусства. Под влиянием моды он создает в доме на набережной Фонтанки кунсткамеру, аналогичную той, что была создана Петром I. Составной частью кунсткамер было собрание картин.
Позже, в 1750 году, появляется «картинная комната» со шпалерной развеской. Активное строительство требовало столь же активной собирательской деятельности. Будучи очень богатым человеком, П.Б. Шереметев собрал значительные, главным образом по количеству, коллекции живописи, скульптуры, фарфора, коллекции монет, медалей и оружия. Его наследник Николай Петрович Шереметев (1751-1809), получивший прекрасное образование, продолжил семейную традицию собирательства, но с большим знанием дела, чем его отец.

Александр Сергеевич Строганов (1733-1811), представитель знаменитой русской дворянской фамилии, владел одной из наиболее ценных художественных коллекций русской аристократии, как по количеству, так и по качеству. В своем дворце на Невском проспекте он создал библиотеку и картинную галерею, которая стала одним из первых русских музеев.
А.С. Строганов являет собой пример не простого собирателя, каких было уже немало в его время, но эрудированного любителя живописи, наделенного любознательностью и любовью к искусству. Именно поэтому ему удалось превратить свое собрание в систематизированную коллекцию, представляющую художественную ценность. Строгановская коллекция включала произведения изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, как часть убранства интерьеров, монеты и медали, а также коллекцию минералов, что свидетельствует о родовой связи с кунсткамерами первой половины XVIII века.
Одним из наиболее образованных коллекционеров XVIII века, наряду с А.С. Строгановым, был Николай Борисович Юсупов (1750-1831). Собирательством Н.Б. Юсупов занимался на протяжении почти 60-ти лет: с 1770-х до конца 1820-х годов и создал одну из крупнейших в России коллекций западноевропейской живописи.
Собрание Н.Б. Юсупова было обширным и разнообразным. Оно включало станковую живопись, скульптуру, произведения декоративно-прикладного искусства, собрание гравюр, рисунков, миниатюр, прекрасную библиотеку и большой семейный архив. Однако основу собрания составляла картинная галерея, насчитывавшая до 600 полотен. В картинной галерее князя Юсупова были произведения почти всех европейских школ, но особенно хорошо в ней представлены французские, итальянские, фламандские и голландские художники.
Юсупов показал себя подлинным собирателем и знатоком, хорошо ориентирующимся в современном художественном процессе. Он стал проводником новых эстетических вкусов, связанных с художественными процессами грядущего столетия. Князь Юсупов первым ввозит в Россию первоклассные произведения французских художников начала XIX века.

Иван Иванович Шувалов (1727-1797) – один из самых выдающихся представителей фамилии, образованный русский вельможа эпохи Елизаветы, а позже и Екатерины – был меценатом, пользовавшимся европейской известностью знатоком искусства, имел также прекрасную картинную галерею. Он внес огромный вклад в формирование картинной галереи Эрмитажа, поскольку был советником Екатерины в вопросах приобретения картин и размещения заказов русского двора заграничным художникам. Эстетические предпочтения Шувалова сыграли свою роль в развитии русской художественной культуры середины XVIII столетия, поскольку, формируя коллекцию Эрмитажа, он в огромной степени влиял на вкусы других коллекционеров эпохи, ориентирующихся на императорское собрание при подборе своих коллекций.
Кроме того, И.И. Шувалов – основатель и первый куратор Московского университета, основатель и первый президент Академии художеств. Личная коллекция Шувалова составила основное ядро картинной галереи Академии художеств. Он подарил Академии свои коллекции живописи и графики, составленные во время его длительного пребывания за границей. Благодаря И.И. Шувалову Академия художеств обладает сейчас уникальным собранием античных слепков, по которым учатся новые поколения художников.
Как отмечалось выше, предметами коллекционирования в XVIII веке были, главным образом, образцы западноевропейской культуры, науки и искусства. Однако, во второй половине XVIII века ощутимы и иные тенденции: возникает интерес к национальному прошлому. В литературе, изобразительном и театральном искусстве появляются сюжеты из русской истории. Начинается собирание, изучение и публикация исторических документов и трудов по русской истории. Это стимулирует интерес к собирательству предметов русской старины. Появляется ряд коллекций древних рукописей и других древнерусских памятников. В числе таких коллекций – собрание П.Ф. Коробанова, П.Н. Бекетова, графа Ф.А. Толстого, Ф.Г. Баузе и др.
Обязательной составляющей частных дворянских собраний во второй половине XVIII века были портретные галереи, которые появились в связи с растущим интересом дворянства к отечественной истории – с одной стороны, и для укрепления личного престижа владельцев – с другой. Портретные галереи были призваны увековечить род и служили доказательством знатности, богатства и древнего происхождения владельцев. Было модным заказывать портреты членов семьи ведущим западноевропейским или русским художникам. Некоторые коллекционеры собирали портреты выдающихся исторических деятелей. Среди самых интересных портретных галерей: галереи в Кускове - графов Шереметевых, Надеждине - князей Куракиных, Зубриловке - князей Прозоровских, Отраде - графов Орловых-Давыдовых, Андреевском - графов Воронцовых и др.
Портретные галереи во второй половине XVIII века получили широкое распространение среди всех слоев дворянства. Они являются ценнейшим документальным материалом эпохи.
В тех случаях, когда коллекционером руководили не только честолюбивые устремления и амбиции, но искреннее желание помочь развитию отечественной культуры, коллекции переставали быть просто предметом собирательства. Они становились тем рабочим материалом, который помогал художникам реализовать свои творческие возможности. К таким меценатам и подлинным знатокам изящных искусств относился граф А.С. Строганов. Картинная галерея Строганова и его великолепная библиотека были доступны для всех знатоков, любителей и иностранных гостей императорского двора. Здесь проходили занятия по истории искусства воспитанников Академии художеств, известные и начинающие художники знакомились с произведениями старых мастеров, копировали их, подобно тому, как это было в знаменитых садах Медичи.

Пройдитесь еще раз по залам Эрмитажа и обратите внимание на таблички под картинами в залах итальянской, фламандской, французской живописи XVII-XVIII вв.

Подчеркнутые слова

  1. Коллекционирование - деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание и изучение каких-либо объектов (как правило, однородных или объединённых общностью темы).
  2. Пышно - легко, воздушно 
  3. Сподвижники - чей-нибудь сотрудник на поприще высоко оцениваемой деятельности, соучастник какого-нибудь великого дела, подвига
  4. Раритет -  в филателии весьма редкая почтовая марка (или её разновидность)
  5. Коллекция - систематизированное собрание редких предметов, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу — частному лицу, организации, государству. 
  6. Собрание - организация кого-либо, совместное присутствие группы людей в определённом месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем; слово в названии некоторых организаций и выборных учреждений.
  7. Мода - совокупность привычек, ценностей и вкусов, принятых в определённой среде в определённое время.
  8. Царь -  один из титулов славянских монархов.
  9. Ценитель - тот, кто ценит, умеет ценить что-нибудь.
  10. Барон - титул
  11. Традиция - сложившаяся анонимно и стихийно система норм, представлений, правил и образцов, которой руководствуется в своём поведении довольно обширная и стабильная группа людей.
  12. Убранство - то, что служит украшением чего-нибудь, внешняя отделка, обстановка.
  13. Ошеломлять - приводить в состояние замешательства, растерянности своей неожиданностью; производить очень сильное впечатление.
  14. Могущество - большая сила, влияние, власть.
  15. Держава -  независимое, самостоятельное государство.
  16. Дворец -  большое монументальное парадное здание, выделяющееся своей архитектурой, являлось первоначально резиденцией царствующих владетельных лиц, высшей знати и уже с XIII века так же назывались некоторые здания органов государственной власти.
  17. Дворяне - привилегированное сословие, возникшее в феодальном обществе и ставшее государственно-образующей основой этого общества в средние века истории Европы
  18. Предпочтение - преимущественное внимание, одобрение, уважение к одному из нескольких вариантов, желание выбрать один из нескольких вариантов.
  19. Живопись - наиболее популярный и прославленный в европейской культуре вид изобразительного искусства; художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. 
  20. Аукцион - публичная продажа товаров, ценных бумаг, имущества предприятий, произведений искусства, и других объектов, которая производится по заранее установленным правилам аукциона. 
  21. Уклад - установленный или установившийся порядок в организации жизни, быта
  22. Наследник - лицо, вступающее в имущественные или другие права по смерти другого лица
  23. Кунсткамера - в прошлом название различных исторических, художественных, естественно-научных и других коллекций редкостей и места их хранения.
  24. Шпалерная развеска - способ размещения произведений станковой живописи, при котором картины закрывают всю плоскость стены. 

Задания к тексту:

 

Домашнее задание:

 

P.S. Тесты, предложенные в разделе "Тесты" носят тренировочный характер


Хостинг от uCoz